На Московском проспекте, 112а, где базируются желтые автобусы, мы встретились с представителями настоящей трудовой династии – супругами Романом и Светланой Чубаровыми, их дочерью Анной Фроловой. Все они трудятся в организации «Транспорт Ярославии», которая была создана относительно недавно, но вобрала в себя работников и традиции ранее действовавших автотранспортных предприятий Ярославля.
Вот и семья Чубаровых уже не первое десятилетие обеспечивает перевозку пассажиров Ярославля. Каждый по отдельности и все вместе они ответили на наши вопросы.
Место работы помню с трех лет
Роман Чубаров, водитель автобуса
- Роман Евгеньевич, как оказались за рулем?
- Я родился в Ярославле, учился в профессиональном лицее №2, который впоследствии вошел в состав Ярославского автомеханического колледжа. Мои родители работали в ПАТП-1. Так что здесь, где теперь базируется «Транспорт Ярославии», я с детства. Отец, Евгений Геннадьевич, был водителем. Мама, Ирина Юрьевна, трудилась и нарядчиком, и кладовщиком, освоила много специальностей. Кстати, родители тут и познакомились.
Сейчас они на пенсии, занимаются с внучками и правнуком. Жили мы с родителями на Суздалке, потом переехали в Брагино, но жизнь всегда была связана с местом работы на Московском проспекте. Помню, что в три года я даже спал здесь в диспетчерской - что делать, если папа в командировке, а маме нужно работать?
Во время учебы в лицее я проходил в ПАТП-1 практику, начал здесь работать. Потом была армия, служил в отдельном разведвзводе под Наро-Фоминском. В 2005-м, после «срочки», вернулся сюда.
- Что вы считаете самым сложным в своей профессии?
- Если бы мне не нравилась моя работа, я бы ею не занимался. Честно говоря, сложностей не вижу ни в чем. Конечно, иногда удивляют странными действиями некоторые участники дорожного движения. Но любой водитель должен уметь держать себя в руках. Тем более, психологическая устойчивость требуется от профессионала, отвечающего за перевозку пассажиров.
Пожалуй, наиболее часто встречающийся неприятный момент - то, что водители легковых автомобилей не выпускают автобусы с остановок. Сейчас ремонтируют много тротуаров, бордюров, из-за этого автобусу непросто подъехать к остановке и отъехать от нее. Хочется, чтобы другие водители это понимали и учитывали, что мы должны соблюдать расписание движения.
- Вы можете сравнить, как транспортные организации в Ярославле работали в разные десятилетия. Что изменилось в последние годы для вас как сотрудника компании?
- Мы получили новый подвижной состав. Конечно, это совсем другие ощущения от работы. Раньше было много проблем с запчастями, а сейчас таких вопросов вообще не возникает. Автобусы ремонтируются оперативно и качественно. Важно, что автоматизировали мойку.
Медосмотры мы проходим самостоятельно, на специальном автоматизированном оборудовании, а раньше приходилось стоять в очереди к врачу, теряя время. Многое стало удобным, технологичным, ты быстро выезжаешь на линию, и так же быстро можешь отправляться домой после завершения работы.
Очень помогают водителям новые электронные способы оплаты проезда. Раньше приходилось постоянно отвлекаться, «обилечивая» пассажиров. Сейчас абсолютное большинство людей предпочитает безналичную оплату через банковские карты, смартфоны, проездные. Если прежде за смену водитель продавал порядка 600 билетов, то теперь максимум два десятка.
При этом проблема с безбилетниками нас не касается - ее решает государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Ярославской области», это его контролеры работают на маршрутах. Наше дело – именно перевозка пассажиров.
Позитивная атмосфера
Светлана Чубарова, начальник колонны
- Светлана Валерьевна, вы - начальник колонны. Каким образом вы пришли работать в сферу перевозки пассажиров?
- После школы я окончила училище, а во время декретного отпуска еще выучилась и на столяра-плотника - очень уж мне нравилось работать с деревом. Работала в торговле, потом в торговой же организации стала заниматься логистикой, специализировалась на этом 13 лет. Затем муж меня позвал в ПАТП-1 - я работала диспетчером, вместе с коллегами перешла в «Транспорт Ярославии». Полтора года назад получила предложение стать начальником колонны.
Вот и семья Чубаровых уже не первое десятилетие обеспечивает перевозку пассажиров Ярославля. Каждый по отдельности и все вместе они ответили на наши вопросы.
Место работы помню с трех лет
Роман Чубаров, водитель автобуса
- Роман Евгеньевич, как оказались за рулем?
- Я родился в Ярославле, учился в профессиональном лицее №2, который впоследствии вошел в состав Ярославского автомеханического колледжа. Мои родители работали в ПАТП-1. Так что здесь, где теперь базируется «Транспорт Ярославии», я с детства. Отец, Евгений Геннадьевич, был водителем. Мама, Ирина Юрьевна, трудилась и нарядчиком, и кладовщиком, освоила много специальностей. Кстати, родители тут и познакомились.
Сейчас они на пенсии, занимаются с внучками и правнуком. Жили мы с родителями на Суздалке, потом переехали в Брагино, но жизнь всегда была связана с местом работы на Московском проспекте. Помню, что в три года я даже спал здесь в диспетчерской - что делать, если папа в командировке, а маме нужно работать?
Во время учебы в лицее я проходил в ПАТП-1 практику, начал здесь работать. Потом была армия, служил в отдельном разведвзводе под Наро-Фоминском. В 2005-м, после «срочки», вернулся сюда.
- Что вы считаете самым сложным в своей профессии?
- Если бы мне не нравилась моя работа, я бы ею не занимался. Честно говоря, сложностей не вижу ни в чем. Конечно, иногда удивляют странными действиями некоторые участники дорожного движения. Но любой водитель должен уметь держать себя в руках. Тем более, психологическая устойчивость требуется от профессионала, отвечающего за перевозку пассажиров.
Пожалуй, наиболее часто встречающийся неприятный момент - то, что водители легковых автомобилей не выпускают автобусы с остановок. Сейчас ремонтируют много тротуаров, бордюров, из-за этого автобусу непросто подъехать к остановке и отъехать от нее. Хочется, чтобы другие водители это понимали и учитывали, что мы должны соблюдать расписание движения.
- Вы можете сравнить, как транспортные организации в Ярославле работали в разные десятилетия. Что изменилось в последние годы для вас как сотрудника компании?
- Мы получили новый подвижной состав. Конечно, это совсем другие ощущения от работы. Раньше было много проблем с запчастями, а сейчас таких вопросов вообще не возникает. Автобусы ремонтируются оперативно и качественно. Важно, что автоматизировали мойку.
Медосмотры мы проходим самостоятельно, на специальном автоматизированном оборудовании, а раньше приходилось стоять в очереди к врачу, теряя время. Многое стало удобным, технологичным, ты быстро выезжаешь на линию, и так же быстро можешь отправляться домой после завершения работы.
Очень помогают водителям новые электронные способы оплаты проезда. Раньше приходилось постоянно отвлекаться, «обилечивая» пассажиров. Сейчас абсолютное большинство людей предпочитает безналичную оплату через банковские карты, смартфоны, проездные. Если прежде за смену водитель продавал порядка 600 билетов, то теперь максимум два десятка.
При этом проблема с безбилетниками нас не касается - ее решает государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Ярославской области», это его контролеры работают на маршрутах. Наше дело – именно перевозка пассажиров.
Позитивная атмосфера
Светлана Чубарова, начальник колонны
- Светлана Валерьевна, вы - начальник колонны. Каким образом вы пришли работать в сферу перевозки пассажиров?
- После школы я окончила училище, а во время декретного отпуска еще выучилась и на столяра-плотника - очень уж мне нравилось работать с деревом. Работала в торговле, потом в торговой же организации стала заниматься логистикой, специализировалась на этом 13 лет. Затем муж меня позвал в ПАТП-1 - я работала диспетчером, вместе с коллегами перешла в «Транспорт Ярославии». Полтора года назад получила предложение стать начальником колонны.
- Что такое колонна и в чем состоят ваши обязанности?
- Водители у нас объединены в три колонны. В нашей колонне на данный момент работают 178 человек. Для них я должна быть и матерью, и отцом. Я отвечаю, например, за составление графиков и нарядов, но самое главное - формировать и поддерживать в коллективе позитивную атмосферу, настрой на эффективную работу.
Нужно к каждому сотруднику найти свой подход, стараться быть в курсе его личных обстоятельств, уметь «сглаживать острые углы», которые неминуемо иногда возникают на любом производстве. Работа у водителей непростая и физически, и в психологическом плане, поэтому важно поддерживать хорошее эмоциональное состояние. В конечном итоге это влияет на качество обслуживания пассажиров.
Желание развиваться
Анна Фролова, диспетчер
- Анна, наверное, вы стали диспетчером с подачи родителей?
- Конечно. После школы я училась в педагогическом колледже. В транспортную компанию пришла работать диспетчером после декретного отпуска и некоторого опыта в сфере торговли. Поначалу было сложно, поскольку здесь очень важна скорость реакции, умение оперативно принимать решения. Это вырабатывается со временем, но я втянулась в работу достаточно быстро, помогли коллеги и советы родителей.
Я отвечаю за выпуск машин на линию, контроль за их работой. Выдаю путевые листы и принимаю их у водителей после их возвращения с линии. Если возникает какая-то техническая неисправность или нештатная ситуация, мы подбираем замену, чтобы максимально быстро восстановить ритмичность работы маршрута и обеспечить перевозку пассажиров. По сути, диспетчеры круглосуточно находятся на связи с водителями. Преимущественно для этого используются телефонная связь, возможности российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
- Какие планы строите на будущее?
- Работа оказалась для меня интересной, поэтому хочется развиваться в этой сфере. Сейчас хочу пройти обучение, чтобы стать профессиональным логистом - специалистом, который организует транспортные потоки, наиболее оптимальные маршруты.
Ответы всей семьей
- Разговариваете ли вы о работе дома?
- Каждый день. Стоит только упомянуть о чем-то за столом, как тут же начинается беседа - что было на маршруте, какие наряды, что в диспетчерской. Если же бабушка с дедушкой вместе с нами, то тем более начнутся расспросы: что у вас там новенького? И воспоминания: а вот в наше время было так, а вот мы в свое время…
В коллективе и сейчас много коллег, вместе с которыми работали наши родители, так что новости им всегда интересны, к тому же есть что вспомнить.
- Как строится внутренняя жизнь вашего коллектива?
- У нас очень слаженный коллектив, основой которого стали работники ПАТП, где работали мы и наши родители. Развито наставничество – опытные сотрудники помогают новым. Это касается и водителей, иногда новички переучиваются у нас с категорий В и С на D, и никогда мы не выпускаем нового водителя на линию, прежде чем он как следует не освоится на стажировке под руководством наставника.
Конечно, главное условие стабильности - регулярная выплата заработной платы и рост ее размера. Очень активно действует наш профсоюз: организует проведение праздников, туристических слетов, спортивно-развлекательных, культурных и других корпоративных мероприятий, много внимания уделяет детям сотрудников. Кстати, у многих из нас благодаря этому дети хорошо знакомы и общаются друг с другом даже без участия взрослых. Конечно, работает профсоюз и с ветеранами.
- Как ваша семья отдыхает?
- У нас есть родители, три дочери - средней 17, а младшей 6 лет, есть и 4-летний внук. Так что компания немаленькая. Свободное время летом у нас в основном занято строительством и садово-огородными делами – занимаемся этим на даче и в деревенском доме, доставшемся по наследству. Построили дачный дом, веранду, летнюю кухню, и продолжаем стройку. А зима – это лыжи, лесные прогулки. Есть у нас и каракат - вездеход, похожий на большой квадроцикл.
Одним словом, и на работе, и на отдыхе мы всегда в движении!
Источник: kp.ru
- Водители у нас объединены в три колонны. В нашей колонне на данный момент работают 178 человек. Для них я должна быть и матерью, и отцом. Я отвечаю, например, за составление графиков и нарядов, но самое главное - формировать и поддерживать в коллективе позитивную атмосферу, настрой на эффективную работу.
Нужно к каждому сотруднику найти свой подход, стараться быть в курсе его личных обстоятельств, уметь «сглаживать острые углы», которые неминуемо иногда возникают на любом производстве. Работа у водителей непростая и физически, и в психологическом плане, поэтому важно поддерживать хорошее эмоциональное состояние. В конечном итоге это влияет на качество обслуживания пассажиров.
Желание развиваться
Анна Фролова, диспетчер
- Анна, наверное, вы стали диспетчером с подачи родителей?
- Конечно. После школы я училась в педагогическом колледже. В транспортную компанию пришла работать диспетчером после декретного отпуска и некоторого опыта в сфере торговли. Поначалу было сложно, поскольку здесь очень важна скорость реакции, умение оперативно принимать решения. Это вырабатывается со временем, но я втянулась в работу достаточно быстро, помогли коллеги и советы родителей.
Я отвечаю за выпуск машин на линию, контроль за их работой. Выдаю путевые листы и принимаю их у водителей после их возвращения с линии. Если возникает какая-то техническая неисправность или нештатная ситуация, мы подбираем замену, чтобы максимально быстро восстановить ритмичность работы маршрута и обеспечить перевозку пассажиров. По сути, диспетчеры круглосуточно находятся на связи с водителями. Преимущественно для этого используются телефонная связь, возможности российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
- Какие планы строите на будущее?
- Работа оказалась для меня интересной, поэтому хочется развиваться в этой сфере. Сейчас хочу пройти обучение, чтобы стать профессиональным логистом - специалистом, который организует транспортные потоки, наиболее оптимальные маршруты.
Ответы всей семьей
- Разговариваете ли вы о работе дома?
- Каждый день. Стоит только упомянуть о чем-то за столом, как тут же начинается беседа - что было на маршруте, какие наряды, что в диспетчерской. Если же бабушка с дедушкой вместе с нами, то тем более начнутся расспросы: что у вас там новенького? И воспоминания: а вот в наше время было так, а вот мы в свое время…
В коллективе и сейчас много коллег, вместе с которыми работали наши родители, так что новости им всегда интересны, к тому же есть что вспомнить.
- Как строится внутренняя жизнь вашего коллектива?
- У нас очень слаженный коллектив, основой которого стали работники ПАТП, где работали мы и наши родители. Развито наставничество – опытные сотрудники помогают новым. Это касается и водителей, иногда новички переучиваются у нас с категорий В и С на D, и никогда мы не выпускаем нового водителя на линию, прежде чем он как следует не освоится на стажировке под руководством наставника.
Конечно, главное условие стабильности - регулярная выплата заработной платы и рост ее размера. Очень активно действует наш профсоюз: организует проведение праздников, туристических слетов, спортивно-развлекательных, культурных и других корпоративных мероприятий, много внимания уделяет детям сотрудников. Кстати, у многих из нас благодаря этому дети хорошо знакомы и общаются друг с другом даже без участия взрослых. Конечно, работает профсоюз и с ветеранами.
- Как ваша семья отдыхает?
- У нас есть родители, три дочери - средней 17, а младшей 6 лет, есть и 4-летний внук. Так что компания немаленькая. Свободное время летом у нас в основном занято строительством и садово-огородными делами – занимаемся этим на даче и в деревенском доме, доставшемся по наследству. Построили дачный дом, веранду, летнюю кухню, и продолжаем стройку. А зима – это лыжи, лесные прогулки. Есть у нас и каракат - вездеход, похожий на большой квадроцикл.
Одним словом, и на работе, и на отдыхе мы всегда в движении!
Источник: kp.ru
Фото: Тамара Смирнова