новости

«Все автобусы выйдут в рейс»: диспетчер «Транспорта Ярославии» рассказала о том, чего не видят пассажиры

20 ноября в России отмечают День работника транспорта. В круглосуточном режиме диспетчеры автотранспортных предприятий внимательно контролируют работу всех автобусных маршрутов Ярославля и Ярославского района. Они следят за выполнением расписания, отвечают на вопросы пассажиров и помогают водителям в случае нештатных ситуаций. Мы поговорили с диспетчером “Транспорта Ярославии” Верой Алексеевной Широковой. Доброжелательная и энергичная женщина рассказала, как организована работа на предприятии, какие взаимоотношения у диспетчеров с водителями и как они справляются с нестандартными ситуациями.

Вера Алексеевна, расскажите, как давно Вы работаете диспетчером и почему выбрали эту профессию? Помните свой первый рабочий день и как он прошел?

Я работаю диспетчером уже почти 43 года – с 17 апреля 1981 года. Поначалу не задумывалась о профессии диспетчера. Пришла только потому, что график устраивал, а у меня на тот момент была маленькая доченька. Но с первого дня втянулась в работу и даже полюбила. До этого я работала на заводе, и там был довольно сухой контакт со станочниками, а на новой работе оказался очень дружный коллектив.

Прекрасно помню свой первый рабочий день и первого наставника Тамару Дмитриевну, она была очень обаятельным и добрым человеком. Конечно, было попроще в плане технических вопросов, компьютеров тогда не было. Выдал, оформил, сдал – и готово. Но отношение диспетчера с водителями меня прям шокировано. Я сижу и думаю, их так много, а диспетчер про всех все знает. Она знает не только его имя, но и его семью, его характер, она знает все его закидоны… В общем, я сидела с широко открытыми глазами и с восторгом наблюдала за ее работой. Был такой приятный шок от того, что вокруг огромный водительский коллектив, который оставил о себе только добрые впечатления и воспоминания.

Вы уже столько лет в транспортной сфере. Не было ли желания самой сесть за руль автобуса?

А вот это интересный вопрос. Когда у нас работали только мужчины-водители, то желания не было. Но когда пришли девчонки, они у меня вызвали восхищение. Надо же, какие молодцы! Смотрю я на девушку-водителя и думаю: она такая красотка, хрупкая, но при этом сильная, умело управляет такой махиной. Молодцы девчонки, доказали они мужчинам, что не хуже управляются с техникой. Считаю, что наш транспорт долго этого ждал, чтобы пришли красивые, обаятельные, умные девочки и наравне с мужчинами водили автобусы, а, иной раз даже аккуратнее.

Но сама я не смогла стать водителем, хотя желание было. Во-первых, возраст, а потом уже не до этого было… Я в совершенстве освоила только велосипед. Он до сих пор мой друг и помощник во всех делах. Езжу на нем с марта и до самого ноября. А за руль, к сожалению, уже никак. Ах, вот если бы вернуться назад лет на пятьдесят, я бы обязательно выучилась на водителя автобуса и рассекала бы по нашему Ярославлю.

Поговорим подробнее о вашей работе. По какому графику вы трудитесь? Как организован ваш рабочий день?

График у меня очень удобный – сутки работаю, трое отдыхаю. Когда возникает необходимость, могу его немного передвинуть. Рабочий день организован так: прихожу утром и принимаю смену. Меня быстренько вводят в курс дела, что произошло за ночь и за утренний выпуск. Далее я целый день мониторю ситуацию, жду звонки о каких-либо происшествиях на линии, возможных сбоях. Но мы, конечно, стараемся не допускать сбоев, а если что-то случилось, то как можно быстрее исправляем. У нас постоянная связь с операторами через компьютер, а в экстренных случаях – по телефону. С водителями мы в основном на телефоне.

После обеда у нас начинается вечерний выпуск: выдаем водителям путевочки, обеспечиваем необходимым пакетом документов. Выпускаем вечернюю смену и далее мониторим работу на линии. Потом начинают возвращаться “пиковые”, то есть водители, которые работают с 6:00 до 20:00. И все по новой – путевки, документы… все проверяем и контролируем. В 2 часа ночи уже начинаем подготовку документации на утренний выпуск. Водители приходят часа в 4, а то и раньше – в 3.30 или 3.40. Проверяем у них водительское удостоверение, выдаем путевые листы, маршрутное расписание, маршрутную карту. Далее контролируем работу водителя, следим, выехал он или нет, задержался или нет. При необходимости, помогаем.

К восьми часам завершаем утренний выпуск и подводим итоги. Все это у нас происходит в содействии с операторами Единой диспетчерской службы. Докладываем руководству о выпуске и происшествиях, если были. То есть 24 на 7 мы на связи с нашими непосредственными руководителями – отделом организации перевозок. В 9 часов передаем смену следующему диспетчеру, и он начинает опять все по кругу.

Заработная плата устраивает?

Заработная плата устраивает. В этом плане все хорошо.

Успеваете совмещать работу и домашние дела?

Да, стараюсь совмещать работу с домашними делами. Живу я в частном секторе, у меня свой дом, хозяйство, маленький птичник. Конечно, иной раз домашние дела приходится немного отложить. Все-таки работа на первом месте, работу не отложишь, не отодвинешь. А по дому, если сегодня что-то не успею сделать, то могу завтра. Но самые основные дела всегда успеваю.

Что входит в обязанности диспетчера?

Мы организуем транспортную работу для обеспечения своевременного исполнения расписания на маршрутах. Главное – не срывать рейсы. В случае чего, стараемся оперативно предоставить резервные автобусы. Также мы проверяем у водителей удостоверение, проводим инструктаж перед выходом в рейс. Постоянно взаимодействуем с центром Единой диспетчерской службы. С пассажирами тоже постоянно на связи, стараемся корректно отвечать на вопросы. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, сообщаем своему руководству и составляем диспетчерские ведомости по пропущенным рейсам. По окончании выпуска обязательно отмечаем в нарядах выходы водителей. Все фиксируем – горючее, спидометры, километраж. Провожаем домой завершивших смену водителей и с удовольствием ждем новую смену.

Сколько диспетчеров в штате?

В штате 12 диспетчеров. У нас 3 колонны, и в каждой по 4 диспетчера, которые работают сутки через трое.

Как изменилась Ваша работа после модернизации транспорта?

Конечно, плюсов много. Прежде всего, у нас заметно сократилось число поломок. Раньше сходы были постоянно, с самого утра. Автотранспорт часто ломался. Сейчас такие случаи тоже происходят, но заметно реже. Так что наша работа в этом отношении облегчилась. Автобусы новенькие, ходят хорошо по городу. Бывает ломаются, но заметно-заметно меньше.

Самый большой плюс в работе – это наш замечательный коллектив. Мой сын раньше здесь работал и до сих пор с большой теплотой вспоминает коллег, говорит, что нигде такого не встречал. Да, у нас очень добрые человеческие отношения, есть некое чувство коллективизма. И раньше в ПАТП-1 так было, и сейчас в «Транспорте Ярославии» также. Коллектив у нас на 100% отличный, даже на 110%! С руководством нам тоже повезло. Отдел организации перевозок с нами на связи 24 на 7. В любую секунду могу им позвонить с любой проблемой, они всегда готовы помочь.

И еще важный плюс – это надежность. Иной раз я встречаюсь с водителями, которые у нас раньше в ПАТП-1 работали, и теперь думают, перейти или не перейти к новому перевозчику. И я всем говорю: «А что ты думаешь? Ты знаешь, как у нас надежно? Руководство о нас заботится, все свои слова держит». Представляете, когда Анатолий Анатольевич Румянцев (прим. генеральный директор “Транспорта Ярославии”) только заступил на должность, он сказал, что у нас будет кофе-машина в диспетчерской. И у нас действительно стоит кофе-машина в диспетчерской! Я иду на работу из дома и не думаю, какую баночку-скляночку с собой взять. Утречком, за 5 минут до выпуска, у меня отменный вкусный кофе. Так что руководителей своих мы уважаем. Правда, Анатолий Анатольевич человек слова. Сейчас нам, кстати, делают новое помещение. Временно мы сидим немного кучно, но скоро ждем новоселье – у нас будут прекрасные кабинеты.

У вас в коллективе больше молодежи или взрослых сотрудников?

У нас коллектив, грубо говоря, разношерстный. Есть совсем молоденькая девочка, Дарья, ей 19 лет, и она уже на 100% профессиональный диспетчер. Есть три женщины среднего возраста. Так что девочки у нас в коллективе разного возраста, от девятнадцати до шестидесяти лет. Мы с удовольствием всех принимаем – и пожилых, и молодежь.

Обучаете новичков?

Обязательно. С удовольствием! Ведь и нас обучали в свое время. Я с теплотой вспоминаю своего наставника Тамару Дмитриевну, каждое ее словечко помню. Такой доброжелательный человек, такой отзывчивый, но при этом строгий. Так и я с удовольствием новичков обучаю. Я вот что скажу: мы принимаем новичков так же, как сами себя бы приняли. Так что, милости просим.

Как Вы считаете, какими знаниями и навыками должен обладать диспетчер автомобильного транспорта?

Важно знать маршрутную сеть города и хоть немного разбираться в техническом устройстве автобуса. Но в первую очередь необходимы доброжелательность, стрессоустойчивость и терпение. Это очень важно. Когда заканчивается терпение, у нас наступает так называемая фаза выносливости. Для диспетчера важно быть стрессоустойчивым, потому что каждый звонок – это своего рода стресс. Может, автобус сломался, у водители что-то случилось, пассажиру плохо стало – все это пропускаешь через себя.

Важно уметь разговаривать и успокаивать, иной раз где-то стерпеть. Бывает, приходит водитель, смотрю, он чем-то недоволен. А ведь диспетчер – это самое первое звено, с которым он в этот день взаимодействует. Допустим, отвечу я ему грубо, а он потом весь день будет кататься с этой капелькой негатива в душе, которую я ему плеснула. Поэтому я девочкам-диспетчерам всегда говорю, что нужно уметь себя сдерживать. Надо уважать водителей, пассажиров и себя, ко всем относиться с терпением.

Можете назвать главные плюсы и сложности вашей профессии?

Главный плюс – это общение и еще раз общение. На работе у меня постоянная тренировка мозгов, так что на кроссвордах экономлю. Я всегда в гуще событий, нет такого, чтобы сидела, сложа ручки. Я точно знаю, если пришла на работу, значит целый день буду занята. Ну а сложности, они все преодолимы. Мне нравится фраза: “Работай так, будто помочь тебе некому”. Вот мы и стараемся все преодолевать. Сложности бывают, когда пригородные автобусы ломаются, но это сейчас происходит очень редко, потому что парк новый. Также большой плюс, что у нас современная система, в которой мы работаем. Вся информация хранится в компьютере. Не так, как раньше было – на листочке. Так что, на мой взгляд, все сложности преодолимы. Терпение и труд являются основной формой успеха. Мне хватает и терпения, и труда.

А бывали у вас нестандартные ситуации?

Бывали. Вот недавно энергетики обесточили наш район города – Красноперекопский. На часах 3:49, и у нас вырубается электричество, а на улице в этом время темно. Как раз пришли водители на смену, стоят в очереди. Мы быстро нашли какие-то свечки, фонарики, плюс водители нам подсвечивали мобильными телефонами. Вот это была нестандартная ситуация. Практически на ощупь работали, но все-такие вышли из положения.

А однажды перед утренним выпуском возникла проблема с интернетом. Распечатываем путевочки на следующий день, хлоп, нет интернета ни у нас, ни в Москве. И мы за полтора часа 250 путевок выписали от руки. Но самое интересное, что за 11 минут до выпуска у нас появился интернет, заработала связь. Конечно, мы сразу распечатали все как положено. И теперь эти путевки у нас хранятся как память. Так сказать, проверили себя. Теперь знаем, что бы ни случилось, наша диспетчерская служба не забуксует, выпуск не сорвем, все автобусы выйдут в рейс.

Ваша любимая фраза о работе?

Мое отношение к работе выражено этими фразами: «счастье — это когда утром очень хочется идти на работу, а вечером очень хочется идти домой» и «работа — наш второй дом». Иной раз, когда дома дела не очень, придешь на работу и забудешь это. И в то же время, если на работе что-то не ладится, придешь домой и отвлечешься от всего. Я считаю, когда вы чего-то очень хотите, то в силу вступает закон притяжения. Например, если я хочу, чтобы день прошел гладко, то у меня все ладится.

Скажите, с кем из коллег советуетесь по сложным вопросам?

В первую очередь советуюсь со своими непосредственными руководителями. Если что-то серьезное произошло, я с ними обмозговываю. А так, чисто в процессе работы, мы в коллективе друг другу помогаем. Ну что греха таить, мне 68 лет, я иногда с компьютером не дружу. Молодые девочки мне всегда подскажут, а я в свою очередь им помогаю с высоты своего опыта. Так что у нас взаимовыручка, и нет никакого соперничества или конкуренции.

Чем занимаетесь в свободное время? Есть у вас хобби?

Свободного времени у меня мало. Знаете, некоторые бабушки говорят: “Ой, как скучно, заняться нечем”. Я пока еще не дошла до этого, слава богу. Я ремонт в доме делаю своими силами, в огороде работаю, плюс у меня курочки и петушки. Начиная с апреля, появляются цыплятки. А еще у меня четверо внуков – две внучки и два внука. Так что я многодетная бабушка. Но не так много времени внукам уделяю, как хотелось бы, в силу того что занята остальными домашними делами.

Когда появляется много свободного времени, люблю почитать. Обожаю смотреть концерты в интернете, врубаю на весь дом романсы Малинина, вот это кайф! Так что я не скучаю. Всем хочу сказать: не бойтесь взрослеть. И во взрослом возрасте можно интересно проводить время как дома, так и на работе. Ну и на велосипеде рассекаю, даже не знаю, как бы я жила без него. Может, у меня ножки не ходили бы, и спинка не гнулась бы, а так я прыгучая-лазучая, как обезьянка.

Как вы отметили День работника транспорта? И скажите несколько слов коллегам к празднику.

В этот день у меня как раз выпал выходной. Праздник отметила концертом Малинина. Мне очень хочется поздравить весь дружный коллектив «Транспорта Ярославии» и пожелать всем успехов на работе! Поменьше конфликтных ситуаций с водителями и пассажирами. Конечно же, желаю все здоровья, доброго семейного очага и долгих-долгих лет жизни. Пусть жизнь вас радует так же, как меня, до самого-самого заката. Будьте счастливы!